Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
ЛенКадастр
ЛенКадастр
Открытый бюджет
Открытый бюджет
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Е.А. ПАВЛОВА,

руководитель филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Ленинградской области

О.В. ЖИГЛОВА,

заместитель руководителя по защите растений

М.Л. МАШКАРИН,

ведущий агроном

e-mail: rsc47prognoz@mail.ru

Распространение борщевика Сосновского (Heracleum Sosnovskyi Manden) – яркий пример фитоинвазии, достигшей масштабов всероссийского бедствия. В послевоенное время его внедрили в качестве кормовой культуры и выращивали до 1982 г. во многих регионах Советского Союза. В настоящее время это опасное сорное растение встречается как в сельской местности, так и в городах России и стран СНГ. Фурокумарины, содержащиеся в соке растения, при попадании сока на кожный покров человека под влиянием солнечных лучей вызывают сильнейшие ожоги (фотодерматиты).

В авангарде борьбы с борщевиком Сосновского стоит Ленинградская область. В 2010 г. ее правительством был поднят вопрос об опасности распространения борщевика в регионе. Совместно с Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу филиалом ФГБУ «Россельхозцентр» по Ленинградской области была разработана долгосрочная целевая программа по борьбе с борщевиком Сосновского, в дальнейшем эти мероприятия проводились в рамках программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области», а  затем в рамках  государственной программы Ленинградской области «Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области» рассчитанной до 2024 г. Программа предусматривает  химические мероприятия на землях сельхозтоваропроизводителей и в границах населенных пунктов на землях, находящихся в собственности муниципальных образований. В 2021 г. в программу войдут 99 сельских и городских поселений, отобранных комитетом  по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, не менее 35-ти сельхозтоваропроизводителей заключат соглашения для проведения химических работ. На следующий год филиал «Россельхозцентр» по Ленинградской области планирует проведение работы по оценке эффективности борьбы с борщевиком Сосновского в соответствии с заключаемыми контрактами. Средства из областного бюджета для проведения мероприятий программы на землях прочих категорий не выделяются.

В 2020 г. подведены итоги 10-летней борьбы с борщевиком на территории Ленинградской области. В ее программе участвовали более 400 населенных пунктов и более 35 сельхозтоваропроизводителей. Общая площадь химических обработок составила более 7,5 тыс. га, и с каждым годом она увеличивается. Удалось добиться ликвидации гигантских зарослей борщевика в населенных пунктах и местах общего пользования, что позволило отвоевать территорию для комфортной жизни людей и, понизить риск травматизма среди населения. Сельхозтоваропроизводители, в свою очередь, проводят обработки краевых участков полей, территорий вокруг заброшенных ферм, полевых дорог. Более 5 тыс. га земель, засоренных борщевиком Сосновского, были вновь введены в сельскохозяйственный оборот. За этот период накоплен положительный опыт работы по организации масштабных мероприятий, разработаны и выверены технические задания государственных контрактов. Однако полная ликвидация очагов борщевика не представлялась возможной по причине распространения семян на прилегающих территориях, землевладельцы которых недобросовестно относятся к использованию земли.

Есть и множество законодательных проблем, которые связывают руки борцам с борщевиком. Так, например, отсутствуют действенные меры влияния на всех землепользователей, не предпринимающих должных шагов. Земельным кодексом предусмотрены обязательства землепользователей, направленные на проведение мероприятий по борьбе с сорными растениями только на землях сельскохозяйственного назначения. Вопросы уничтожения борщевика Сосновского на землях других категорий регулируются законодательными актами отдельных регионов. Так, в Подмосковье непроведение мероприятий по борьбе с борщевиком влечет предупреждение с последующим наложением административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.

В Ленинградской области штрафные санкции значительно ниже. Регулирование вопросов уничтожения борщевика регламентировано только на землях населенных пунктов в рамках правил благоустройства, где максимальным пределом является штраф в пятьдесят тысяч рублей для юридических лиц. На землях сельскохозяйственного назначения при засорении борщевиком Сосновского регулируется земельным кодесом. Требуются меры ответственности землепользователей при засорении борщевиком Сосновского земель отраслей промышленности, энергетики и транспорта, особо охраняемых территорий и объектов лесного и водного фонда, а также земель запаса. То есть, говоря простым языком, борьба должна проходить повсеместно, а не на отдельных локализованных участках. А на сегодняшний день мы пытаемся «потушить горящий дом только с одной стороны».

Вторая немаловажная проблема заключается в том, что на частных землях борьба должна вестись за счет сил и средств собственника земельного участка. Зачастую при выявлении нарушений на частных землях трудно установить владельца земельного участка для его привлечения к административной ответственности.

Европейской и Средиземноморской организацией по карантину и защите растений борщевик Сосновского включен в список А2 (ограниченно распространенных), и странам – членам ЕОКЗР рекомендовано регулировать растение как карантинный объект. В нашей стране борщевик Сосновского является растением-аборигеном и не отвечает основным критериям статуса карантинного вредного организма, хотя такой статус мог бы стимулировать установление более строгих мер ответственности за рост очагов засорения борщевиком.

Отсутствует статистика полученных ожогов от борщевика Сосновского, а ведь в населенных пунктах, засоренных борщевиком, люди получают множественные ожоги. Многие до сих пор не знают об опасных свойствах этого растения и при косьбе или корчевании зачастую попадают с тяжелейшими травмами в больницу. Дети беззаботно играют в зарослях борщевика, не подозревая об опасности. Фитосанитарный мониторинг проводится только на сельскохозяйственных землях, включенных в оборот. В 2011–2013 гг. в Ленинградской области на засоренность обследовано 346,5 тыс. га, и на площади более 100 тыс. га (29 % обследованных территорий) выявлено засорение борщевиком Сосновского. На прочих землях проводятся обследования в рамках региональных программ. И при всем вышесказанном статус борщевика Сосновского Роспотребнадзором до сих пор не определен, из чего следует, что масштаб бедствия нам еще только предстоит понять. В местах концентрации борщевик Сосновского становится доминирующим видом растительного покрова и угрожает биологическому разнообразию ландшафтов.

Ученые многих стран обеспокоены негативным влиянием фитоинвазий на сельское хозяйство, здоровье людей и биологическое разнообразие. В 2010 г. в г. Нагое (Япония) прошла конференция стран – участниц Конвенции ООН по биоразнообразию (по данным сайта http://www.fao.org). На конференции одобрили новый стратегический план по сохранению живой природы планеты, в одном из пунктов которого сформулировано положение, что к 2020 г. инвазивные, чужеродные виды и векторы их проникновения в естественные сообщества должны быть идентифицированы и подвергнуты ранжированию по степени приоритетности. Наиболее угрожающие (агрессивные) виды должны жестко контролироваться или уничтожаться, должны быть разработаны и приняты меры по контролю путей их распространения для предотвращения их интродукции и натурализации.

Сегодня в России нет контролирующего органа, который бы занимался инвазивными растениями. Создание такой организации позволило бы вести учет и контроль за фитоинвазиями, повысить активность научных исследований по проблеме инвазивных видов и осуществлять совместные исследовательские проекты на национальном и региональном уровнях. В отношении борщевика не применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.