Расторгнуть соглашение с туристическим оператором можно при возникновении препятствий к отдыху. Основанием отказа от путешествия служат нормативные акты и официальные рекомендации государственных органов.
Официальные уведомления об опасности в компании рассылает Ростуризм. Обязанность возложена на госструктуру правительственным постановлением № 901 от 31.12.2004 года. Подтверждение такой информации публикуют на сайте федерального агентства.
Еще большее количество стран приостановили авиасообщение с другими государствами и закрыли сухопутные границы.
Официальное закрепление запретов и ограничений позволяет россиянам потребовать компенсацию. Возврат путевки туроператору из-за коронавируса проводится со ссылкой на постановление Правительства РФ № 898-р от 04.04.2020 года. Источником выплат становится фонд персональной ответственности участников рынка. Под действие документа попадают путешествия, которые планировались на период чрезвычайной ситуации, карантина, режима повышенной готовности. Возврату подлежит 100% оплаченной суммы. О верности такой позиции заявлялось еще в обзоре Верховного суда РФ № 4 от 2019 года.
Постановлением Правительства РФ № 909-р на возмещение затрат туристических операторов из бюджета выделено 3,5 миллиарда рублей. Как вернуть деньги за путевку, пояснили в Госдуме РФ. Общие рекомендации разместили на сайте нижней палаты парламента в середине марта 2020 года. Депутаты советуют следовать базовому алгоритму:
Кроме того, пожаловаться на недобросовестность туристической фирмы граждане могут в Роспотребнадзор. Однако такое обращение не приостановит течения срока исковой давности.
Настаивать на возмещении морального вреда и потребительских штрафах граждане могут лишь при уклонении компании от возврата денег. В остальных случаях компенсируется только стоимость путевки.
Несколько сложнее будет вернуть средства, перечисленные гостиницам и перевозчикам самостоятельно. Если поездка организовывалась без привлечения посредников, рассылать требования придется каждому исполнителю. Основанием станет ст. 451 Гражданского кодекса РФ. Угроза заражения может считаться существенным изменением обстоятельств.
При этом потребуется учесть правила возмещения стоимости услуг при досрочном отказе от них. Напомним, что авиакомпании выплачивают деньги в полном объеме только при официальной отмене рейса. Сервисные сборы онлайн-агрегаторов не компенсируют.
По аналогичной схеме действуют ОАО «РЖД» и АО «ТКС». Сдать билеты с возвратом 100% стоимости можно по закрытым направлениям. В связи с пандемией пассажирам компенсируется даже цена невозвратных перевозочных документов. Внутрироссийские рейсы под это правило не попадают.
Актуальную информацию на день разбирательства с оператором, перевозчиком или гостиницей можно получить на сайтах Ростуризма, Минтранса, Роспотребнадзора РФ.