Одной из форм защиты гражданских прав является административное судопроизводство.
Статья 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) раскрывает, какие дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства — это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти и должностных лиц, а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Анализ судебной практики показывает, что сложность возникает именно при выборе между гражданским и административным судопроизводством.
Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным совершенного административным ответчиком бездействия и об обязанности административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
В случае заявления гражданами требований искового характера о признании права, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а также требования о признании незаконными действий бездействий должностных лиц и возложении обязанности совершить определенные действия, суд рассматривает требования в порядке гражданского судопроизводства, при этом указывает на необходимость рассмотрения требований о признании незаконным действий, возложении обязанности в порядке административного судопроизводства, прекратив производство по делу в данной части.
Суд выносит определение об отказе в принятии административного иска в части требований по спору, возникающему из гражданских правоотношений, а также определение о принятии административного иска в части требований по спору, возникающему из публичных правоотношений, либо об оставлении без движения, возвращении или отказе в принятии административного иска в данной части, если для этого имеются основания.
Кроме того, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.
Административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями.
Учитывая вышеизложенное, при подаче административного иска гражданам необходимо учитывать вышеуказанные нормы действующего законодательства.