Календарь событий
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
ЛенКадастр
ЛенКадастр
Открытый бюджет
Открытый бюджет

В 2018 году введена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, УК РФ дополнен статьей 200.4.

Ответственность по названной статье наступает в случае, когда нарушение лицом законодательства Российской Федерации о контрактной системе причинило крупный ущерб свыше 2 250 000 рублей (ч. 1 ст. 200.4 УК РФ).

Частью 2 указанной статьи предусмотрено более строгое наказание за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо с причинением особо крупного ущерба – более 9 000 000 рублей.

В связи с изменениями законодательства, а также возникающими в судебной практике вопросами, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 11.06.2020 внесены изменения в постановление от 16.10.2009     № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

В целях исключения неоднозначного толкования уголовного закона, постановление дополнено пунктом 12.1.

Отмечено, что уголовная ответственность работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации по статье 200.4 УК РФ наступает в случае, если деяние совершено ими умышленно из корыстной или иной личной заинтересованности.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сделан акцент на том, что по этой категории дел следует уделять особое внимание установлению всех обязательных признаков субъективной стороны данного состава преступления, к которым в соответствии с диспозицией статьи помимо вины относится и мотив содеянного.

Так, по смыслу закона, иная личная заинтересованность при совершении деяния, предусмотренного статьей 200.4 УК РФ, может выражаться в стремлении работника контрактной службы, контрактного управляющего или иного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извлечь выгоды неимущественного характера для себя или других лиц, в том числе получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, например в трудоустройстве или продвижении по службе своего родственника.

Помимо этого, может рассматриваться в качестве проявления иной личной заинтересованности применительно к данному составу преступления стремление в результате допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд получить поощрение по службе, государственную или иную награду, занять более высокую должность и т.п.

Таким образом, с одной стороны, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения о привлечении к уголовной ответственности субъектов деяния, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, в случаях, когда их личная заинтересованность проявляется в желании извлечь разного рода выгоды неимущественного характера, а с другой, судебные инстанции ориентированы на то, что, устанавливая мотив корыстной или иной личной заинтересованности, суд не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан тщательно выяснить все фактические обстоятельства дела и привести в приговоре доказательства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации о признаках состава преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, будет учитываться при расследовании уголовных дел указанной категории и их рассмотрении в судах.